Выбор агентства недвижимости

Как вести себя гражданину, которые захотят продать или купить квартиру, комнату, здание, дом, коттедж, садовый домик или земельный участок, чтобы не попасть «как кур в ощип»?

Во-первых, решить для себя, самостоятельно или с помощью риэлтерской фирмы он будет решать свою проблему, Если самостоятельно, то необходимо либо закончить хотя бы среднее профессиональное учреждение с юридическим профилем, либо обложится множеством книг, пособий, учебников и попытаться самостоятельно разобраться, отчего и почему у нас именно так, а не иначе проводится процедура купли-продажи недвижимости. Путь не самый плохой, но и не всегда эффективный. Можно привести следующий пример: нот семь, но начинающий музыкант играет либо «Чижик-пыжик», либо «Во саду ли, в огороде». Любитель, много самостоятельно занимавшийся по самоучителю, «сбацает» пьеску Моцарта для юношества или подберёт аккомпанемент к модному шлягеру; а профессионал на том же самом инструменте исполнит Первый концерт П.И. Чайковского, а нот-то всего семь, и все вышеперечисленные музыканты знают их. Так что выбор за Вами.

Вы решили обратится к профессионалам. Правильно. Не оплошать бы только в выборе такого. Агентств недвижимости видимо-невидимо. Есть очень крупные, а есть совсем крохотные. У них у всех есть свои плюсы и минусы. Крупные агентства недвижимости, как правило, проводят достаточно жесткую политику, как в отношении клиентов, так и в отношении партнёров по сделке. Корпоративный стиль работы этих компаний, как правило, вызывает нарекания со стороны почти всех, кто работает с ними, так как работники жестко регламентированы в своих действиях (они работают под лозунгом «план», как правило, достаточно большой, причем любой ценой; нужно ведь содержать штат людей которые непосредственно не участвуют в зарабатывание денег (юристы, психологи, кадровики, бухгалтера и пр.)). Недовольны и контрагенты по сделкам — у крупных фирм по отношению к ним довольно жёсткие условия с постоянным рефреном «не хотите, не покупайте, придут другие, а делать вы будете так, как нам надо». Жестко строит свои отношения крупная фирма и со своим клиентом, получая от него в скрытой или открытой форме довольно большие комиссионные, обозначая крупные штрафы при отказе клиента от услуг агентства и совершая тому подобные действия.

Средние фирмы, достаточно долго (5-10 лет) без нареканий работающие на рынке недвижимости, как правило, лишены недостатков крупных. Но нестабильность потока доходов (из-за многих факторов) часто ставит такие агентства под угрозу если не банкротства, то очень тяжелых условий выживания, и чтобы выплыть, фирма начинает искать не всегда достойные, но довольно лёгкие пути обогащения. Например, при продаже квартиры и объявлении определённой цены аванса набираются у нескольких потенциальных покупателей, а за несколько дней до подписания договора объявляется об увеличении цены на 1-2 тысячи долларов, объясняя это пожеланием своего клиента-продавца или невозможностью покупки альтернативной квартиры из-за роста стоимости. При этом они готовы вернуть аванс в полном объеме. Но ведь покупатель, внёсший аванс за квартиру, рассчитывал на определённую цену, ждал довольно долго проведения сделки и у него наверняка были какие-то обязательства перед другими лицами. И недобросовестная фирма получает-таки эти лишние 1-2 тыс. долларов, так как из трёх-пяти внесших аванс наверняка найдётся один, который пойдёт на такое увеличение, если отказ от сделки повлечет для него большие потери. Остальным же «несостоявшимся покупателям» недобросовестный риэлтер может авансы и не вернуть. В результате в кармане агентства недвижимости оседает «халявная» сумма. Такая практика, к сожалению, очень распространена. Нельзя огульно говорить, что так поступают все. Конечно нет. Есть очень порядочные фирмы, где работают высококвалифицированные специалисты, и такие агентства никогда не позволяют себе отступиться от взятых на себя обязательств.

Кроме того, на рынке постоянно происходит возникновение и исчезновение большого числа мелких фирм, где количество сотрудников колеблется от 2 до 20 человек, причём они, как правило, учреждаются бывшими агентами и брокерами, которым надоело работать «на дядю» и они решаются пуститься в риэлтерский бизнес уже в качестве самостоятельных предпринимателей. Этот процесс идёт постоянно. Кто-то сходит с дистанции, кто-то набирает обороты. Но отличительный чертой таких фирм является почти полное отсутствие рекламы. Такие фирмы работают «на рекомендациях». В общем-то, не самый плохой способ привлечения клиентов. Малые фирмы имеют очень привлекательный для клиентов плюс — услуги такой фирмы на порядок дешевле, чем аналогичные в крупных компаниях. В большинстве случаев в малой компании клиента обслужат на хорошем уровне, решат его проблемы, так как работа «по рекомендации» заставляет каждую сделку делать хорошо, чтобы впоследствии клиент порекомендовал эту фирму другим.

Шабалин В.Г., Самохина О.Н., Шамонова Е.А., Кузьмина А.К. «Сделки с недвижимостью.» Изд. 2-е переработанное и дополненное